- Гераклит
- из Эфеса (греч. Herakleitos) (ок. 554 — 483 до н. э.), греч. философ, происходил из знатного жреч. рода. За глубину и загадочность мыслей, которые часто выражал в сложных понятиях и образах, получил прозвище Темный. Толкование многих фрагментов спорно даже сегодня. Г. выступал против народных масс и демократич. партии. Он вынудил к изгнанию враждебно настроенного к знати правителя Меланкома. Был противником демократов, поддерживавших антиперс, ионийское восстание. Философские воззрения Г. были направлены против традиционной народной религии, определялись аристократич. сознанием. Из сочинения Г. «О природе» сохранились отдельные фрагменты. Первооснову мира Г. видел в постоянном движении, течении вещей, изменениях, воплотившихся (вероятно, позднее) в формуле «panta rhei» — «все течет». В противоположности первым натурфилософам, которые отыскивали устойчивое первовещество, Г. признавал только изменчивость саму по себе. Огонь для него был воплощением самих превращений. Постоянная подвижность огня трактовалась Г. как выражение изменений мира вообще. Из огня развились вода, земля и воздух; тем же путем «элементы» возвращались к огню, изменяясь по вечным законам логоса, мирового закона. Логос и первичный огонь Г. часто отождествляет, его учение о логосе материалистично. Все происходящее, по Г., основано на столкновении противоположностей («Война — отец всех вещей»). Различные и даже противоположные предметы и явления при объединении рождают гармонию, так же как различные звуки рождают гармонию в музыке. Г. выдвинул идею вечности мира, разрабатывал отдельные положения теории познания. Г. читал ненадежным полагаться на органы чувств, хотя от их свидетельств также нельзя отказываться. Глубина и четкость диалектич. и материалистич. мышления Г. вызывали интерес к его учению и личности в последующие века (Стоя, Гегель, Маркс, Энгельс, Лассаль, Ленин).
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.